Ремонт электродвигателей своими руками — 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

Электрик в доме

Энциклопедия об электричестве от А до Я

Каталог мастеров

Найдите лучшего мастера или фирму в своем городе

Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор


Классический вид электродвигателя переменного тока – его строение мы разберем позже

Не так давно мы на сайте выпустили две статьи, в которых рассказывали о принципах работы генераторов переменного и постоянного токов. Если вы читали этот материал, то наверняка помните, что данные устройства способны превращать кинетическую (механическую) энергию в электрическую. Сегодня же мы поговорим про электрический двигатель, который делает все то же самое, но в обратной последовательности, то есть энергию электричества переводит в крутящий момент.

Как и любое другое устройство, электромоторы имеют определенный ресурс и свойство ломаться по тем или иным причинам. Давайте разберемся с основными неисправностями этих агрегатов и выясним, как осуществляется ремонт электродвигателей переменного тока.

  • Типовые неисправности Диагностика механических неисправностей
  • Как изнашиваются подшипники на валу
  • Процесс разборки электрического двигателя
  • Электрические неисправности
      Недостаточные обороты электродвигателя
  • Падение оборотов двигателя из-за неполадок во внутренней электросистеме
  • Прозвонка самих обмоток
  • Основная причина падения мощности электрического двигателя
  • Как ремонтировать двигатель
  • Неполадки в короткозамкнутом роторе

    Если говорить об устройстве двигателя, то он состоит из неподвижной части, которая называется статором, и вращающейся, которую именуют ротором. К деталям статора относят корпус и специальный сердечник с металлической обмоткой.

    Ротор состоит из сердечника с обмоткой и вала. В процессе работы вал ротора вращается в специальных подшипниках, которые располагаются в защитных щитах. Ремонт асинхронного двигателя может занять от нескольких минут до часа.

    Чтобы двигатель не перегревался, его охлаждают обдувом из наружной поверхности корпуса. Поток воздуха создается при помощи вращения центробежного вентилятора, который прикрывается кожухом, чтобы туда не попадали части и детали из внешней среды. В процессе ремонта асинхронного двигателя кожух может открываться. На момент починки неполадок двигателя для быстрого изменения направления вращения ротора, изменения скорости, а также для реверсирования двигателя необходимо изменить направление вращения магнитного поля, которое создается в процессе работы обмотки статора.

    Достичь такого эффекта можно с помощью переключения двух фаз, то есть 2 из 3 проводов, которые соединяют обмотку статора с электрической сетью. Благодаря качественному ремонту асинхронного двигателя устройство можно привести в нормальную работу.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Ремонт валов. Ремонт короткозамкнутой обмотки ротора. Ремонт коллекторов

    Лекция 12.

    Ремонт валов.

    К повреждениям вала относят – риски, забоины, задиры на посадочных поверхностях и шпоночных пазах, изменение формы и размера шпоночного паза, уменьшения диаметра посадочных поверхностей, забитые центровые отверстия. Риски, забоины, задиры, если их общая площадь не более 4% от посадочной поверхности под подшипник и 10% от посадочной поверхности под шкив, муфту, шпонку, шестерню, устраняют зашлифовкой бархатным напильником или шлифовальной шкуркой слегка смоченной в машинном масле. Если размеры посадочных поверхностей выходят за размеры допусков, то они могут быть восстановлены одним из следующих способов:

    1) Электродуговая наплавка. Перед наплавкой уступы более 4 мм протачивают на конус под углом 15-200 . Вал или ротор устанавливают сердечником на вращающиеся ролики и производят наплавку, накладывая швы в определенном порядке. При этом длина наплавленного металла должна выходить за пределы наплавленной поверхности на 0,5-0,7 и 1-1,5 диаметра вала , чередуясь через один. После наплавки производят механическую обработку. Электродуговой наплавкой восстанавливают центровые отверстия на торцах, наплавка идет от центра к периметру по спирали при восстановлении центровых отверстий механической обработкой, базой служит наружная поверхность сердечника ротора.

    2) Вибродуговая наплавка. Является разновидностью автоматической электродуговой наплавки плавящимся электродом. В процессе наплавки электрод вибрирует с частотой 10-100 Гц, швы накладывают по винту с одновременным удалением листом шлаковой корки. Последующий шлаковый валик перекрывает предыдущий на 0,3-0,4 его ширины. Перед наплавкой вал обезжиривают, очищают от ржавчины металлической щеткой или шкуркой, шпоночные пазы закрывают медными или графитовыми заглушками. Слой наплавленного металла составляет 0,5-0,35 мм и переносится небольшими каплями.

    Деталь, зажатая в патрон, вращается со скоростью 4-0,7 об/мин, а сварная головка перемещается вдоль детали. Преимуществом данного метода является незначительный нагрев и деформация детали, а также возможность получения твердой поверхности без термообработки.

    3) Газопламенное напыление – им восстанавливают цилиндрические поверхности, имеющие сплошную выработку до 3 мм и диаметром до 280 мм. Распылительная головка газового метализатора расположена на суппорте станка и перемещается, вал вращается со скоростью 6-24 об/мин. Перед металлизацией поверхность очищают и обезжиривают и наносят на нее грубую рваную резьбу для увеличения площади сцепления в наносимом слое. Преимуществом данного способа является то, что он не вызывает структурных изменений и ,следовательно, внутренних напряжений в металле. Но прочность сцепления нанесенного слоя ниже, чем в выше рассмотренных способах.

    Таким образом перечень операций выглядит так:

    — механическая обработка для придания поверхности шероховатости.

    — обезжиривание поверхности.

    — напыление подслоя, обеспечивающего прочную связь основного

    металла с рабочим слоем.

    — напыление рабочего слоя.

    — механическая обработка.

    4) Электромеханический метод – обрабатываемый вал устанавливают на токарный станок, в зону детали и инструмента подводят переменный ток 350-1500А и напряжением 2-6В. Электрическое сопротивление контакта инструмента возрастает, токи нагревают зону контакта. Поверхность детали, подвергаясь в месте контакта высокоамперной нагрузке и действию радиального усилия, сглаживается и высаживается.

    Объем нагреваемого металла мал по сравнению с массой детали, охлаждение поверхностного слоя происходит с большей скоростью, происходит его закалка. Способ применяется для чистовой обработки взамен шлифовки, для упрочнения поверхностного слоя на глубину 0,2-0,3 мм, для восстановления размера изношенной поверхности до 0,4 мм без добавления металла и свыше 0,4 мм с добавлением металла. В первом случае процесс состоит из двух операций — высадка поверхностного слоя изношенной поверхности и сглаживание до нужного размера ( высадкой достигается образование винтового выступа на поверхности детали, стружка при этом не срезается, сглаживание позволяет получить нужный размер вала). Во втором случае производится три операции – высадка поверхности, приваривание металла, высаженного в спиральную канавку и механическая обработка.

    При величине зазора сердечника и вала до 0,12 мм на сторону, восстановление производится путем продольной накатки поверхности вала.

    Устранение прогиба вала.

    Вал подлежит ремонту, если стрела его прогиба превышает 0,03мм при частоте вращения более 3000 об/мин и 0,05мм при частоте вращения более 1500 об/мин. Для двигателей с мощностью более 100 кВт, при изгибе вала не превышающем 0,3% его длины, правку вала производят прессом в холодном состоянии, при большем изгибе – с подогревом 400-500. Правку производят без снятия пакета. Исправление кривизны вала двигателей средней мощности устраняется способом наклепа : вал укладывают на жесткую подставку, наклеп производят с помощью зубила ( чекана), заточенного соответственно диаметру вала. Чеканку начинают с самой верхней точки вала, передвигаясь вправо и влево на 1/6 окружности. При чеканке волокна удлиняются и вал распремляется. Если наклепкой одной полосы не достигается нужный эффект, то делают вторую полосу на расстоянии 5-10 мм. В местах наклепки наружная поверхность вала деформируется, проточкой и пропиловкой исправлять нельзя, так как могут быть срезаны удлиненные волокна и вал примет прежнюю форму.

    Повреждения шпоночных канавок.

    Повреждения заключаются в разработке боковых стенок. Ремонт заключается в расширении канавки или электорнаплавки на боковые стенки. В первом случае возможно изготовление ступенчатой шпонки. Во втором случае при ремонте электронаплавкой на боковой стенке во избежание коробления конца вала наплавка производится тонкими валиками. После наплавки каждого валика идет охлаждение до температуры окружающей среды. Возможна прорезка другой шпоночной канавки под углом 90 к старой.

    Ремонт короткозамкнутой обмотки ротора.

    Короткозамкнутые обмотки выполняют литыми или сварными. Типичные повреждения литой обмотки – трещины или разрывы короткозамкнутого кольца, обрыв стержней в пазу. Типичные повреждения сварной обмотки – ослабление стержней, ослабление контакта стержень-кольцо, обрыв или подгар стержней. При сварной обмотке , при дефектации выявляют повреждения, которые могут привести к обрыву стержня или его распайке с короткозамкнутым кольцом. Это

    1) Наличие цветов побежалости на короткозамкнутых кольцах в местах паянных соединений со стержнем.

    2) Волнообразный изгиб короткозамкнутых колец или стержней ( от неравномерных удлинений, изгиб концов стержней в направлении вращения ротора).

    3) Смещение клетки вдоль оси ротора.

    У литых обмоток трещины короткозамкнутых колец ( число трещин не более двух) устраняется пайкой. Поврежденное место промывают авиационным бензином, ацетоном, места трещины разделывают по форме ласточкиного хвоста, но не более 2/3 толщины кольца. Ротор устанавливают так, чтоб дефектное место располагалось горизонтально, нагревают горелкой до

    400-450 и залуживают припоем ( 15% олова, 20% кадмия, 65% цинка). Трещины могут быть устранены аргонно-дуговой сваркой. Обрыв стержней – это, как правило, окончательный брак. На ремонтных заводах такие ротора восстановлению не подлежат. Но возможна выплавка алюминия из пазов при температуре 700-750, либо в ваннах с 40-50% содержанием каустической соды. Сварная обмотка – при ослаблении или нарушении контакта стержень-кольцо, место зачищается и пропаивается медно-фосфорным припоем. При ослаблении стержня в пазу производится его расчеканка ударом чекана по прямоугольной части стержня по всей его длине. Трещины стержней, расположенные на выступающей из сердечника части , устраняют сваркой, если ее глубина не более ¼ толщины стержня. Если глубина больше, то стержень разрезают и удаляют участок, припаянный к кольцу, к нему же припаивается вставка, которая устанавливается в основной стержень. Пайка ведется медноцинковым или серебросодержащим припоя ( при частоте вращения более 50 м/с применим только серебросодержащий припой). В случае необходимости возможна полная замена всех стержней осей обмотки.

    Ремонт коллекторов.

    Коллектор на пластмассе.

    При обнаружении незначительных перекрытий, их зачищают стеклянной шкуркой, протирают салфеткой, обезжиривают и не менее двух раз покрывают эмалью воздушной сушки.

    Прожоги незначительной площади удаляют проточкой на токарном станке на глубину 2-3 мм, проточенную поверхность шлифуют стеклянной шкуркой, обезжиривают и покрывают эмалью воздушной сушки. Трещины глубиной до 3 мм и прогары удаляют сверлением. Обработанные места обезжиривают и заполняют эпоксидным компаундом холодного затвердевания. После застывания компаунд покрывают эмалью. Замыкание пластин устраняют расчисткой дорожек шабером. Для устранения сильных подгаров, биений и т.д. коллектора протачивают.

    Коллектора на стальной втулке.

    Эти коллектора при необходимости могут быть разобраны и заменены отдельные контактные и изоляционные пластины. Для этого обвязывают коллекторные пластины стальной отожженной проволокой, отворачивают стопоры и гайку и сжимают прижимной конус вместе с манжетой. При незначительном повреждении манжеты ( пробой) очищают поврежденное место и устанавливают миканитовые прокладки. При подгаре пластин с торца зачищают поврежденное место. При повреждении второй манжеты или цилиндра снимается кольцо коллекторных пластин, при необходимости их исправляют. При пробое изоляционных прокладок между пластинами или при большом выгорании коллекторных пластин ( не более 4-5) производится из замена. Коллектор устанавливают на подставку, на пластины надевают диск и стягивают шпильками. Отвертывают стопоры, гайку и снимают конус и манжеты. Пластины смещают в аксиальном направлении, а потом выбивают в радиальном. После опрессовки вставляют новые пластины с изоляционными прокладками. После сборки коллектор протачивают и производят его формовку, она идет при частоте вращения большей номинальной на 20% при температуре нагрева 150-160 с последующей подпрессовкой и подтяжкой нажимных конусов. Формовка отсутствует при достижении биения 0,03. После каждой формовки производят подтяжку гаек.

    Неполадки фазного типа

    К основным неисправностям, которые могут возникать в этом типе двигателей, относятся невозможность развития номинальной скорости вращения, повышенное шумовыделение, плохое развитие скорости и превышение вращения на холостом ходу. К неполадкам можно также отнести невозможность вращения ротора и вибрацию всей машины.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Возможными причинами таких недочетов выступают изношенные подшипники, перекос подшипниковых щитов, изменения изгиба вала. Отремонтировать эти неполадки можно очень быстро при наличии специальных инструментов. В процессе работы используется схема двигателя, за которой можно различить расположение всех необходимых элементов.

    Ремонт асинхронного двигателя с фазным ротором осуществляется после предварительной диагностики устройства. Мешать качественной работе могут неправильные соединения обмоток или обрыв стержня обмотки ротора. К таким типам поломок относят витковое замыкание в обмотке или загрязнения тех же обмоток через вентиляционные каналы. При низком сопротивлении двигателя возможно не только загрязнение обмоток, но и старение изоляции.

    СО 34.45.509-2005

    Добавить в избранное


    Размещение рекламы в документах

    Оформления разрешений на применение

    Закладки Нормативные документы ГОСТы Тендеры Услуги! Форум
    По категории

    По типу документа По классу документа
    ОКС КГС Тематические сборники Сертификация Декларирование

    Разместить рекламу на этом месте

    Документ: СО 34.45.509-2005
    Название: Типовая инструкция по эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электростанций
    Начало действия: 2005-09-01
    Дата последнего изменения: 2006-04-05
    Вид документа: СО
    Область применения: Настоящая Типовая инструкция предназначена для руководства при эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электрических станций и содержит основные требования, обеспечивающие надежную и безопасную работу электродвигателей. Типовая инструкция распространяется на асинхронные и синхронные электродвигатели мощностью свыше 1кВт, используемые для привода механизмов собственных нужд электростанций на напряжение 0,4кВ; 3,15кВ; 6,0кВ и 10кВ, а также на электродвигатели постоянного тока, применяемые для привода питателей топлива, аварийных масляных насосов турбин и уплотнений вала турбогенераторов с водородным охлаждением. Настоящая Типовая инструкция является основанием для составления местных инструкций на каждой электростанции, в которых должны быть учтены конкретные условия эксплуатируемых электродвигателей, требования и рекомендации заводов-изготовителей.
    Разработчики документа: Филиал ОАО «Инженерный Фирма ОРГРЭС»(43),

    Постраничный просмотр!


    Все страницы


    Отдельные страницы:


    9


    ackground:white’>- пожаре на маслопроводах и невозможности его ликвидации;

    — поломке приводимого механизма;

    — отказе технологических защит по прекращению подачи конденсата в ротор и сердечник статора электродвигателей АВ (2АВ)-8000/6000 и недопустимом снижении давления в системе смазки подшипников.

    После аварийного отключения работающего электродвигателя должны быть приняты меры по включению резервного агрегата и поставлены в известность начальник смены технологического цеха и начальник смены электрического цеха.

    7.2 Электродвигатель должен быть остановлен после пуска электродвигателя резервного агрегата (если он имеется) или после предупреждения начальника смены технологического в следующих случаях:

    — появлении ненормального шума в электродвигателе;

    — появлении запаха горелой изоляции;

    — резком увеличении вибрации электродвигателя или приводимого им механизма;

    — недопустимом возрастании температуры подшипников;

    — перегрузке электродвигателя выше допустимых пределов;

    — работе электродвигателя на двух фазах;

    — возникновении угрозы повреждения электродвигателя (заливание водой, запаривание и др.).

    8.1. Во время работы электродвигателя, возможно, его автоматическое отключение от сети технологической или электрической защитой.

    При автоматическом отключении работающего электродвигателя дежурный персонал технологического цеха должен немедленно проверить успешное включение резервного агрегата от действия АВР. При отказе АВР или его отсутствии необходимо включить электродвигатель резервного агрегата от руки, поставив в известность начальника смены цеха, в котором установлен электродвигатель, и начальника смены электроцеха.

    После включения электродвигателя резервного агрегата дежурный персонал электроцеха должен на отключившемся электродвигателе:

    — проверить отсутствие признаков, ведущих к аварийному отключению и указанных в разделе 7;

    — выяснить по указательным реле и соответствующей сигнализации причину отключения;

    — произвести внешний осмотр отключившегося электродвигателя с целью отыскания явных признаков короткого замыкания;

    -проверить мегаомметром состояние изоляции обмотки статора и питающего кабеля.

    Дежурный персонал технологического цеха должен:

    — проверить работу включившегося электродвигателя;

    — вести наблюдение за включившимся электродвигателем в течение 1 ч;

    — занести результаты наблюдения в оперативный журнал.

    8.2. Повторное включение электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешается после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции. При обнаружении признаков повреждения электродвигателя или кабеля должна быть разобрана его электрическая схема и сообщено начальнику смены технологического цеха, а также начальнику электроцеха для принятия мер по замене поврежденного электродвигателя или проведению аварийного ремонта.

    8.3. Аварийное отключение электродвигателя, имеющего защиту от перегрузки, без признаков короткого замыкания возможно вследствие заедания, заклинивания и прочих неисправностей механизма. Это может быть установлено измерением тока статора при опробовании электродвигателя под нагрузкой и на холостом ходу без механизма (при расцепленных полумуфтах). В этом случае включение электродвигателя в работу можно производить только после устранения персоналом технологического цеха причины перегрузки и неисправности механизма.

    8.4. При отключении электродвигателя ответственного механизма от действия защиты и отсутствии резервного электродвигателя допускается повторное включение электродвигателя после внешнего осмотра и получения разрешения от начальника смены электроцеха и начальника смены станции с оформлением всех указаний и операций в оперативном журнале.

    Перечень ответственных механизмов, на которые распространяется требование настоящего пункта, должен быть утвержден техническим руководителем электростанции и указан в местной инструкции по эксплуатации электродвигателей.

    8.5. Повторное включение электродвигателей в случаях действия резервных защит до выяснения причины отключения не допускается.

    8.6. При аварийном отключении электродвигателя в результате короткого замыкания в обмотке или на его выводах возможно его загорание. Тушение возгорания электродвигателя следует проводить после разборки электрической схемы углекислотным огнетушителем или водой. Запрещается тушение горящего электродвигателя пенным огнетушителем и песком.

    9.1. На вращающемся электродвигателе никаких ремонтных работ производить не разрешается, за исключением тех, которые не связаны с приближением к токоведущим и вращающимся частям (чистка, маркировка, покраска, ремонт оснований и фундаментов).

    9.2. Отключение электродвигателя в ремонт производится дежурным персоналом технологического цеха по указанию начальника смены цеха с разрешения начальника смены станции на основании имеющейся заявки.

    При плановом останове электродвигателя осуществляется снижение нагрузки с учетом указаний пункта 2.20, отключение выключателя электродвигателя, отключение возбуждения (для синхронных электродвигателей), отключение маслонасосов системы принудительной смазки (после прекращения вращения ротора), отключение насосов водяного охлаждения активных частей двигателей, удаление воды и осушка системы охлаждения сжатым воздухом (для электродвигателей типа АВ (2АВ)-8000/6000), прекращение подачи охлаждающей воды к воздухоохладителю и разборка электрических схем собственно электродвигателя и электродвигателей его обеспечивающих систем.

    При длительных остановах или перерывах в работе, если температура окружающей среды ниже 5ºС, на электродвигателях наружной установки должны включаться электронагреватели, если они предусмотрены заводом-изготовителем.

    9.3. В оперативном журнале дежурного персонала должна быть сделана запись о том, для каких работ, какого цеха и по чьему требованию остановлен электродвигатель.

    9.4. После отключения электродвигателя дежурным персоналом технологического цеха на ключ или кнопку управления остановленного электродвигателя должен быть вывешен запрещающий плакат «Не включать! Работают люди». Кроме этого должны быть приняты меры, препятствующие вращению электродвигателя со стороны механизма. Такими мерами являются закрытие напорной задвижки, направляющих аппаратов, шиберов, и перевязка цепью штурвалов с запиранием на замок, вывешивание запрещающего плаката «Не открывать! Работают люди».

    9.5. До полного окончания ремонтных работ и до закрытия наряда дежурный персонал технологического цеха не имеет права снимать эти запрещающие плакаты. Снятие их должно производиться перед сборкой схемы электродвигателя по указанию начальника смены цеха.

    9.6. Для проведения ремонтных работ на вращающихся частях механизма или электродвигателя или на его токоведущих частях дежурным персоналом электрического цеха по указанию начальника смены электрического цеха или по заявке начальника смены станции должны быть приняты следующие меры по подготовке рабочего места.

    9.6.1. Электрическая схема электродвигателя напряжением выше 1кВ должна быть разобрана с созданием видимого разрыва путем выкатки тележки КРУ в ремонтное положение. Защитные шторки должны быть заперты на замок и на них вывешен запрещающий плакат «Не включать! Работают люди». В ячейке КРУ должен быть включен заземляющий нож.

    У двухскоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора.

    9.6.2. Электрическая схема электродвигателей напряжением 380В, подключенных к секции РУСН-0,4кВ должна быть разобрана отключением автоматического выключателя и установкой его тележки в ремонтное положение. Должен быть вывешен запрещающий плакат «Не включать! Работают люди», от выводов электродвигателя отсоединен питающий кабель и установлено переносное заземление.

    9.6.3. Электрическая схема электродвигателей напряжением 380В, подключенных к силовым сборкам, должна быть разобрана отключением автоматического выключателя, на его рукоятку должен быть вывешен плакат «Не включать! Работают люди». На токоведущих частях после автоматического выключателя должно быть проверено отсутствие напряжения и включен заземляющий нож, а при его отсутствии отключен питающий кабель от выводов электродвигателя и установлено переносное заземление.

    У электродвигателей небольшой мощности, у которых сечение питающего кабеля не позволяет установить переносное заземление, допускается заземлять кабель (с отсоединением или без отсоединения от выводов электродвигателя) медным проводником сечением не менее сечения жилы кабеля или соединять между собой жилы кабеля и изолировать их. При этом допускаются скрутки.

    9.7. По окончании подготовки рабочих мест в оперативном журнале начальника смены электрического цеха должно быть записано по чьему указанию, заявке какого цеха и для каких работ электродвигатель выведен в ремонт.

    9.8. Если питающий кабель электродвигателя ремонтируемого механизма имеет заземление со стороны ячейки или сборки, то отсоединение кабеля от выводов электродвигателя (по заявке технологического цеха) должно выполняться только в тех случаях, когда во время ремонта требуется перемещение, разворот или снятие электродвигателя с фундамента.

    Как правило, отключение кабелей от выводов электродвигателей должно производиться при выводе блока или другого технологического оборудования в капитальный ремонт.

    9.9. При останове механизма только для ремонта электродвигателя, отключение кабеля от выводов электродвигателя, если со стороны РУСН установлено заземление, должно производиться персоналом, ремонтирующим электродвигатель.

    9.10. Во всех случаях на отключенные концы кабеля дежурным персоналом электрического цеха должно быть установлено переносное заземление.

    9.11. По окончании ремонта подсоединение питающего кабеля к выводам электродвигателя, как правило, должно выполняться персоналом, ремонтирующим электродвигатель. Как исключение, в аварийных случаях подсоединение кабеля разрешается производить дежурному персоналу.

    9.12. Производство ремонтных работ на электродвигателях, расположенных на территории технологического цеха, производится по нарядам и распоряжениям, выданным электрическим цехом с ежедневного разрешения начальника смены технологического цеха, который должен зафиксировать это в своем оперативном журнале. Разрешение должно быть передано по телефону дежурному персоналу электрического цеха (допускающему) и зафиксировано в его оперативном журнале.

    9.13. Во время капитального и текущего ремонта блока допуск к работам на электродвигателях, расположенных в помещении технологического цеха и находящихся в зоне действия общего наряда, должен производиться по нарядам и распоряжениям, завизированным ответственным руководителем по общему наряду.

    Разрешение на ежедневный допуск от начальника смены технологического цеха в этом случае не требуется. Допуск к работам производит дежурный персонал электрического цеха. Предоставление нарядов и распоряжений на визирование ответственному руководителю по общему наряду должен делать руководитель работ по наряду на ремонт электродвигателя.

    9.14. Опробование цепей управления, устройств защиты и технологических блокировок, действующих на выключатель электродвигателя, разрешается производить на ремонтируемом блоке (при дей


    Все страницы


    Постраничный просмотр:


    9


    Разместить рекламу на этом месте

    Подготовка машины к ремонту

    Машина, которая поступает для ремонта или осмотра, должна быть укомплектована всеми необходимыми деталями, очищена от грязи, должны быть сняты верхние элементы. Это позволит качественно и быстро провести поверхностную диагностику и узнать причины неполадок.

    Для измерения сопротивления изоляции используется специальный прибор — мегаомметр. Для проведения качественной проверки обмоток мастера рекомендуют использовать универсальный мост сопротивлений или специальные щупы. При капитальном ремонте асинхронных двигателей температуру отдельных доступных мест лучше определять с помощью спиртовых термометров полочного типа, которые имеют цилиндрическую форму и небольшие размеры.

    Это позволит использовать термометр в труднодоступных местах и верно определить температуру. Для избежания повреждений в процессе осмотра резервуар термометра советуют обертывать специальной фольгой — это поможет плотнее прижать устройство к нагретой поверхности.

    Температура подшипника может быть намного выше, если он поврежден или там отсутствует специальная смазка. Результаты осмотра обязательно заносятся в протокол или журнал.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Текущий ремонт электрооборудования

    Производство текущего ремонта электрооборудования зависит от того, какое именно оборудование ремонтируется: меняется схема ремонта, перечень работ, частота выполнения. В целом, под текущим ремонтом подразумевается замена прокладок и других деталей с высокой степенью износа, промывка форсунок и фильтров масляных систем, прочистка систем охлаждения. Частота и объем текущего ремонта определяет сроки капитального ремонта оборудования, поэтому необходимо фиксировать каждый случай текущего ремонта в указанием дефектного узла и перечня произведенных работ. Для производства текущего ремонта перемещать электрооборудование не требуется.

    Текущий ремонт различается для электродвигателей, пускорегулирующей аппаратуры и силовых линий. Так, основной дефект кабельной линии, особенно – находящейся в земле, это повреждение изоляции. От нарушения изолирующего слоя и пробоев тока страдают провода и кабели, размещенные в помещениях с агрессивной средой, либо смонтированные с нарушением правил. В частности, пробой изоляции в результате механического повреждения кабеля – постоянная причина текущего ремонта КЛ. Помимо естественного нарушения изоляции, в линии могут появиться очаги коррозии, окисление оболочки кабеля. Поэтому для силовых кабельных линий текущий ремонт включает в себя проверку соединительных муфт, концевых кабельных муфт, а также производится ряд работ: проверка на нагрев кабеля под нагрузкой с помощью пирометра, проверка маркировки кабеля, осмотр кабельных каналов, проводится проверка нагрев и концевых муфт кабеля. Из дополнительных работ можно назвать проверку кабельных колодцев, измерение удельного сопротивления и проверка заземления экрана и брони. В некоторых случаях текущий ремонт подразумевает и перекладку частей кабельной линии, а также переустановку соединительных и концевых муфт с последующим проведением испытаний изоляции кабельной линии повышенным напряжением.

    Электродвигатели требуют другого вида ремонта. По протоколу, первым, как и в случае с текущим ремонтом силовых линий, требуется произвести визуальный осмотр. Если он затруднен, то требуется произвести очистку электродвигателя от старого масла, пыли, грязи, других наслоений, после чего произвести визуальный осмотр на предмет повреждений. Очистка двигателя проводится щетками, остатки грязи выдуваются с помощью компрессора. Протирка должна осуществляться при выключенном электродвигателе, со снятым остаточным зарядом. После осмотра проводится проверка аксиального и радиального зазоров, щитков для зажимов, крепления электродвигателя, хода вращения смазочного кольца. Также в текущий ремонт электродвигателя по ПТЭЭП входит:

    • 1. Проверка наличия смазочного масла в подшипниках.
    • 2. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегаомметром.
    • 3. Восстановление изоляции у перемычек и выводных концов.
    • 4. Проверка:
    • — исправности заземления;
    • — натяжения ремня;
    • — правильности подбора плавких вставок.

    Текущий ремонт электродвигателя зависит от того, в каком состоянии находится аппарат, от типа того станка или механизма, в котором он установлен, от продолжительности работы из расчета часов/сутки. Как правило, если нет особых условий, то процедура проводится раз в два года. Процесс дефектации электродвигателя проводится при его частичной разборке, особое внимание – если электродвигатель относится к машинам с фазным ротором или машинам постоянного тока – уделяется щеточно-коллекторному механизму.

    Обычно при текущем ремонте выявляется одна или несколько причин возможных сбоев в работе двигателя. Это обрыв в питающей сети или обмотках двигателя, обрыв фазы статора или стержни ротора, износ или перекос подшипников, деформация кожуха вентилятора или его засорение, перегруз электродвигателя из-за пониженного или повышенного напряжения в сети, отсыревание или износ обмотки, нарушение центровки, неправильное подсоединение обмоток статора с замыканием на корпус или между собой. Эти причины являются самыми часто выявляемыми при текущем ремонте электродвигателей.

    Проводя ремонт необходимо помнить о последовательности действий. В первую очередь – это изучение документации, после которой уже идет визуальный осмотр. Отключение двигателя и снятие напряжение – следующий этап, предшествующий частичной разборке. Следует помнить, что все мелкие детали необходимо складывать в отдельный ящик. Важно помнить, что крупные электродвигатели для проведения ремонта придется поднимать, поэтому следует заранее составить список необходимых инструментов и материалов, либо поручить это бригадиру ремонтников. Поскольку текущий ремонт проводится реже, чем мелкий- данные, полученные в ходе мелкого ремонта, следует использовать при составлении этого списка. Как правило, в течение двух лет изнашиваются все движущиеся части, также сильному износу подвергается и изоляция проводов. Если дефектация деталей электродвигателя проводится путем обнаружения сколов, трещин, коррозии и так далее, то проверка и текущий ремонт проводки требуют измерение сопротивления проводки мегаомметром. Короткие замыкания, обрывы и другие повреждения находятся с помощью соответствующих средств измерений, дефекты устраняются нанесением временной новой изоляции, либо заменой проводов.

    Демонтаж при текущем ремонте электродвигателя необходимо проводить, фиксируя положения полумуфт относительно друг друга, и относительно пальца. Фиксировать можно, нанося метки керном (бородком) или зубилом. Группы прокладок связываются вместе и помечаются, откуда взяты, чтобы после монтажа снова разместить их в том же порядке. Размечаются керном крышки, фланцы и другие детали, чтобы после сборки не выяснилось, что имеют место перекосы. Повторная сборка и подбор деталей занимает много времени. Также необходимо соблюдать правило снятия электродвигателя с постели: для этого лебедка цепляется за рым-болт, ухват за подшипниковый вал или щит может привести к поломке. После чего производится демонтаж, осмотр, замена мелких деталей, восстановление крупных, замена подшипников, щеток и масла, согласно протоколу. Результаты заносятся в технический отчет с подписью бригадира и печатью электролаборатории, проводившей испытания и замеры перед, в течение и после ремонта, либо, если он производится своими силами, печатью организации. В пускорегулирующей аппаратуре особое внимание следуют уделить исправности контактов.

    Короткозамкнутый ротор

    В процессе работы проводится проверка степени нагрева корпуса и подшипников, выявляется равномерность воздушного зазора между элементами стартера и частью ротора, указывается наличие или отсутствие ненормального шума в процессе работы двигателя. К ремонтным работам также относятся стандартная чистка и динамическая обдувка без разборки двигателя, быстрая подтяжка контактных соединений у пленных щитков.

    Благодаря смене и доливу масла в подшипнике улучшается работа асинхронного двигателя. Может возникнуть необходимость полной разборки двигателя и промывки узлов деталей.

    Неполадки в работе касаются и обмотки, поэтому проводятся ее мойка, пропитка, сушка, покрытие специальным лаком. Ремонт асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором предполагает также возможную промывку подшипников, полную или частичную замену обмотки, чистку и сборку электродвигателя и техническое испытание его под большой нагрузкой.

    В случае качественно выполненной работы электродвигатель сможет прослужить еще большое количество времени. Обязательно после ремонта следует взять результат или сделать копию листа из журнала, куда был занесен вывод после работы мастера.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Ремонт асинхронного мотора

    Видов электродвигателей очень много и каждый имеет свои особенности при проведении ремонтных работ. Вот и в случае с ремонтом асинхронного электродвигателя есть некоторые характерные черты. Любой двигатель может подвергаться проблемам электрического или механического типа.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Что касается механических поломок, то в основном это проблемная ситуация с подшипником. Это характеризуется сильным шумом, напоминающим стук и вибрацией прибора, в котором установлен двигатель.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    В случае неисправности требуется как можно скорее устранить ее. Невыполнение данного условия может привести к проблемам с валом и, как следствие неисправностям обмотки.

    При всем этом в большинстве случаев при проблемах механического характера, электрическая часть так же может заклинить.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Именно поэтому даже при полной починке механики требуется провести проверку электричества. Это очень просто сделать при помощи мультиметра.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    При возникновении поломок это обычно заметно невооруженным глазом, так как прибор издает неприятный запах и гудит. Если же заметить неисправность не удалось, но работа стала не такой, как обычно, то потребуется полная разборка.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Обратите внимание на то, что перед разборкой нужно проверить электродвигатель на наличие разрывов. Если установлен таковой, то обязательно потребуется перемотка катушки.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Разборка машины

    Мастера начинают работу со снятия верхнего кожуха, который закрывает лопасти вентилятора от пыли и загрязнений снаружи. Процесс разборки надо проводить максимально осторожно, чтобы избежать ударов молотком или больших усилий. Это может привести к повреждению частей электродвигателя и нарушению его работы.

    В процессе ремонта трехфазного асинхронного двигателя снимаются крышки подшипников и подшипниковых щитов. На момент разборки элементов со щитов надо наносить на корпус метки, по которым при обратной сборке машины щит устанавливают на нужное место.

    Если машина небольшая, то извлечение ротора из статора происходит вручную. Когда габариты большие, элемент вынимается с помощью использования специальных подъемов, процесс производится по оси машины.

    Что касается снятия подшипников, то здесь существует несколько вариантов. Элементы втулок или вкладыши можно выбивать или высовывать из специальных щитов. Усилия не могут повредить основных элементов.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Техническое обслуживание электродвигателя

    ТО электродвигателя – плановое мероприятие, на которое должно выделяться время и назначаться ответственный. Как правило, техобслуживание двигателя проводится на месте его установки, при этом выполняются следующие действия:

    • чистка корпуса двигателя от загрязнений
    • проверка механических креплений электродвигателя и привода в целом
    • проверка целостности и надежности крепления крыльчатки вентилятора охлаждения (независимого вентилятора)
    • вскрытие клеммной коробки двигателя, осмотр, ревизия и протяжка силовых клемм
    • смазка подшипников
    • осмотр целостности питающего кабеля и заземления

    Кроме того, при проведении ТО необходимо проверить систему питания двигателя – клеммы, контакторы, устройства защиты и т. д.

    При качественном регулярном техобслуживании асинхронного двигателя он может работать без ремонта десятки лет. Однако в силу ряда причин (например, несоответствие параметров питающей сети или ухудшение условий работы) ремонт может потребоваться.

    Ремонт узлов и деталей

    Перед началом работы обязательным является пункт осмотра технологической карты ремонта асинхронного двигателя. Благодаря предварительной диагностике, определяется проблема и конкретная неисправность.

    Составляется план по ее удалению. К основным неисправностям относится ослабление прессовки, распушение зубцов, нагрев сердечника, выгорание отдельных участков, деформация стали в процессе быстрой работы. Процедура ремонта включает в себя диагностику распорок и подтяжку болтов.

    Некоторые мастера для устранения ослабления прессовки в случае отлома или выпадения отдельных зубцов рекомендуют забить и укрепить специальные клинья, которые будут выполнять нужную работу и не тормозить электрическую машину. При нагреве сердечника мастера делают не только расчистку, но и полную замену изоляции, поскольку это влияет на работу стяжных болтов. В случае если изоляция начинает пробиваться на обмотке стали, делается полная расчистка и намотка новых элементов.

    Механический ремонт

    При ремонте вала могут быть обнаружены следующие повреждения в виде неправильных изгибов, появления трещин или деформации, небольших задоров и царапины с шеек. К неполадкам также относится общая выработка вала, развал специальных каналов, смятие и износ резьбы на концах вала.

    Это ответственный процесс, который требует не только понимания дела, но и наличия схемы электродвигателя, поскольку специфические особенности требуют наличия специальных инструментов и понимания устройства сердечника. В процессе ремонта станины делается акцент на быструю и качественную заварку трещин и приварку отбитых лап.

    Возможно также устранение элементов в посадочных местах и восстановление разрушенной резьбы в отверстиях с удалением оставшихся оторванных элементов. Качественное техническое обслуживание и ремонт асинхронного двигателя позволяют сохранять машину в исправности еще долгий период времени.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Плановый ремонт электрооборудования

    Плановый ремонт электрооборудования входит в планово-предупредительный ремонт, как и средний ремонт. Первый представляет собой обычную профилактику, которая проводится вне зависимости от состояния оборудования, второй – чаще всего раз в два года, наряду с текущим ремонтом. Профилактический ремонт – это «система работ по поддержанию электрооборудования и других элементов электроустановок в нормальном (рабочем) состоянии». В нормативных документах система планово-предупредительного ремонта называется «система ППР», и она подразделяется на межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.

    Средний плановый ремонт, в отличие от текущего ремонта, предусматривает разборку оборудования, его отдельных узлов, измерение дефектов, составление описи дефектов. Помимо прочего, этот вид ремонта включает в себя проверку чертежей, снятие эскизов, тестирование отдельных узлов электрооборудования. В отличие от текущего и мелкого ремонта, плановый ремонт иногда проводят в ремонтной мастерской, если размеры и крепления механизма позволяют его переместить.

    В плановый ремонт электродвигателей входят все пункты текущего ремонта, и в дополнение – ряд специальных работ. К ним относятся покрытие обмоток лаком, полная разборка электродвигателя, замена изоляции обмотки, а также ее мойка, сушка и пропитка; промывка металлических деталей электродвигателя и подшипников, перезаливка вкладышей; смена фланцевых прокладок, проверка и установка зазоров; заварка и проточка заточек у щитов электродвигателя.

    После всех этих операций в завершение планового ремонта производится сборка электродвигателя. Проводится проверка на холостом ходу, затем, если все в порядке – под нагрузкой. На этом ремонт считается завершенным. Пускорегулирующая аппаратура также проходит все стадии текущего ремонта, после чего необходимо провести три типа работ, указанных в ПТЭЭП. Это:

    «1. Полная замена всех износившихся частей аппарата; 2. Проверка и регулировка реле и тепловой защиты; 3. Ремонт кожухов, окраска и опробование аппаратуры».

    Чтобы плановый ремонт проводился не слишком часто и не слишком редко, организации требуется составить график его проведения. Можно заказать это специалистам, но для небольших организаций достаточно воспользоваться справочником А.И. Ящура, изданным в 2008 году, который называется «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования». Помимо этого потребуются паспортные данные завода-изготовителя на каждый объект электрохозяйства. В годовом графике, который заполняется в табличном виде, указываются следующие данные:

    1. Название, тип, мощность оборудования, год изготовления и завод-изготовитель. Информация должна быть указана максимально кратко.
    2. Инвентарный номер агрегата (системы).
    3. Нормативы ресурса между текущими и капитальными ремонтами.
    4. Дата последнего капитального ремонта.
    5. Дата последнего текущего ремонта.
    6. Помесячная роспись планируемых ремонтов.
    7. Годовой простой оборудования.
    8. Годовой фонд рабочего времени.

    В качестве примера планирования ремонтов можно взять трехфазный трансформатор и рассчитать для него периодичность ремонта. В справочнике указано, что данный тип электрооборудования (масляный трансформатор, двухобмоточный, мощностью 1000 кВА), имеет нормативы, при которых капитальный ремонт проводится:

    Т-1 = норматив ресурса/количество часов в году = 103680/8640 = 12 лет.

    Таким образом, если капитальный ремонт оборудования проводился в 2014 году, то в следующий раз он будет проводиться в 2026, а текущий ремонт, если, например, он проводился в 2013 году – в 2020, через три года. Все эти данные следует внести в таблицу. Если электрооборудование устанавливается заново, то в графе «дата последнего ремонта» указывается дата пуско-наладочных работ. При расчете годового фонда работы оборудования и годового простоя иногда вносят в графу трудоемкость, исчисляемую в человекочасах. Расчет здесь надо вести, исходя из количества единиц оборудования и нормам трудоемкости ремонта. Трудоемкость ремонта вычисляется с использованием коэффициентов трудоемкости и базовой ставки.

    Сроки и даты плановых ремонтов электрооборудования согласовываются с несколькими структурными подразделениями организации: службой КИПиА, ремонтниками, подразделениями по обслуживанию смежного оборудования, отделами, использующими данное оборудование по своему графику, энергетиками.

    Ремонт уплотнений

    Когда в электродвигателях имеются неполадки, то смазка из подшипников может попадать внутрь других элементов, тем самым вызывая неисправности или нарушения работы. Это может происходить как в случае с износом основных деталей, так и при неправильном монтаже уплотнений или того же применения смазки.

    Советуют делать осмотр электродвигателя раз в год, для того чтобы убедиться в его работоспособности и проверить отсутствие смазки на дополнительных элементах устройства. Если случилась сильная утечка смазки, устранить ее можно с помощью масла отражательного кольца с наклонными отражателем, которой насаживается на вал внутри машины.

    Обслуживание и ремонт асинхронного двигателя требуют не только внимательности, но и высокого уровня профессионализма, поскольку от этого зависит дальнейшая работа как отдельного элемента, так и всего устройства вместе.

    Разновидности ремонта электродвигателей

    Любой электродвигатель, каким бы надежным он ни был, время от времени должен разбираться для осмотра, проверки и ремонта. При длительной работе в нем могут появиться раз­личные дефекты. Если их своевременно не устранить, то электродвигатель выйдет из строя аварийно с такими повреждениями, при которых придется полностью заме­нить обмотку. В некоторых случаях повреждения могут оказаться на­столько большими, что восстановить электродвигатель будет невозможно и его придется списать в металлолом. Чем надежнее изготовлен электродвигатель, чем легче условия его работы, чем лучше надзор и уход за ним, тем меньше вероятность появления дефектов в нем и тем реже придется ремонтировать его.




    Схема подсоединения электродвигателя.

    Совсем отказаться от проведения предупредитель­ного ремонта электродвигателей, однако, нельзя. В любом элек­тродвигателе имеются подшипники качения или подшип­ники скольжения. Расчетный срок службы подшипников качения в среднем не превышает 8 000 – 10 000 ч., что со­ставляет чуть больше одного года непрерывной работы.

    На практике подшипники качения часто служат и боль­ше этого срока. Но гарантировать высокую надежность при сверхсрочной работе шарикоподшипников и роли­коподшипников нельзя. Поэтому если не заменить, то по крайней мере проверить подшипник, отработавший га­рантированное число часов, необходимо.

    В подшипниках скольжения при работе из-за выра­ботки увеличивается зазор между шейкой вала и вкла­дышем. Если величина этого зазора превзойдет макси­мально допустимую нормами, то может повыситься вибрация ротора, а при дальнейшем срабатывании вкладыша ротор заденет за статор. Крупное повреждение электродвигателя в этом случае неизбежно. Поэтому необходимо следить за величиной зазора в подшипниках и своевременно производить перезаливку сработавшихся вкладышей.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор


    Схемы подключения однофазного электродвигателя.

    Проверка и тем более замена подшипника качения или неразъемного подшипника скольжения требуют отсоединения электродвигателя от приводимой машины или механизма, развертывания электродвигателя на фундаменте, снятия с него полумуфты и торцовых кры­шек.

    Для полной проверки электродвигателя после снятия торцевых крышек остается вынуть ротор, что при нали­чии приспособлений для выемки ротора большого труда не составляет. Выемка ротора для полной проверки необходима, так как некоторые дефекты статора и ротора можно обна­ружить только при вынутом роторе.

    Ремонт электродвигателя с полной разборкой назы­вается капитальным ремонтом. В объем капитального ремонта, кроме полной разборки входят: чистка, осмотр и проверка статора и ротора, устранение выявленных дефектов (например перебандажировка схемной части обмотки статора, замена ослабевших клиньев и т. д.); покраска, если необходимо, лобовых частей обмотки и расточки статора, ротора; про­мывка и проверка подшипников; если необходимо, пере­заливка подшипников скольжения или замена подшип­ников качения; проведение профилактических испытаний.

    Кроме ремонта электродвигателя с полной разборкой, производится так называемый текущий ремонт, при котором заменяется смазка и измеряются зазоры в подшип­никах скольжения или добавляется смазка и осматриваются сепараторы в подшипниках качения, произво­дятся чистка и обдувка статора и ротора от пыли при снятой задней крышке, производится осмотр обмоток и стали в доступных местах.

    В какие же сроки должен производиться ремонт электродвигателей?

    По ПТЭ капитальный ре­монт с выемкой ротора электродвигателей ответственных механизмов, работающих в тяжелых условиях по температуре и загрязненности окружающего воздуха, дол­жен производиться не реже 1 раза в 2 года. Для электродвигателей, работающих в нормальных условиях, срок капитального ремонта устанавливается в зависимости от местных условий. Периодичность теку­щего и капитального ремонтов устанавливается главным инженером

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор


    Схема устройства электродвигателя.

    Ответственными принято считать такие механизмы, отключение которых может вызвать остановку или сни­жение нагрузки котла, турбины или создать угрозу повреждения их.

    К числу ответственных механизмов относятся дымо­сосы, дутьевые и мельничные вентиляторы, вентиляторы первичного воздуха, питательные, конденсатные и цир­куляционные насосы, двигатель-генераторы и ряд дру­гих механизмов. В некоторых случаях к числу ответ­ственных относятся также сетевые насосы.

    Роль и значение указанных механизмов действитель­но велика. Например, отключение дымососа, дутьевого вентилятора или вентилятора первичного воздуха при­ведет, в лучшем случае, к снижению нагрузки или пол­ной остановке котла, а в худшем, если откажет блоки­ровка, и к взрыву в котле. Отключение питательного насоса при отказе автоматического включения резерв­ного насоса приведет к остановке котла, а при промед­лении с остановкой котла – и к его повреждению из-за упуска воды.

    Практически большинство крупных электродвигате­лей, установленных на электростанции, являются ответственными. Исключение составляют электродвигатели мельниц, дробилок, компрессоров и некоторые другие. Их отключение не вызовет немедленного снижения на­грузки и повреждения котла и турбины. Однако при вы­ходе из строя этих электродвигателей на время их ре­монта или замены на электростанции может сложиться аварийное положение, иногда со снижением нагрузки.

    Деление электродвигателей на ответственные и не­ответственные оправдано при решении вопроса о том, какие из них следует обеспечить самозапуском в момент восстановления напряжения на собственных нуждах по­сле аварийного положения, а какие можно при этом отключить, чтобы облегчить пуск ответственных двига­телей. При определении сроков ремонта делить средние и крупные электродвигатели на ответственные и не­ответственные вряд ли целесообразно. Не следует забывать, что выход из строя электродвигателя мощностью в несколько сотен киловатт, где бы он ни был установлен, принесет большой ущерб производству.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор


    Схема клеммной коробки трехфазного электродвигателя.

    Вполне очевидно, что рисковать выходом такого электродвигателя из строя из-за несвоевременного пре­дупредительного ремонта недопустимо. Поэтому все средние и крупные электродвигатели при определении сроков между ремонтами целесообраз­но считать ответственными.

    В отношении мелких двигателей (мощностью до 100 кВт) следует придерживаться другого подхода.

    Возможность появления устранимых дефектов в обмотке статора и ротора этих двигателей по сравне­нию с более крупными двигателями значительно ниже. Дефекты в шарикоподшипниках и роликоподшипниках этих двигателей, как правило, развиваются медленнее, чем в крупных, и их можно заблаговременно обнару­жить и устранить, не доводя дело до выхода электро­двигателя из строя. Наконец, если и произойдет повреж­дение двигателя, то стоимость его перемотки, по сравне­нию со стоимостью перемотки крупных электродвигате­лей, невелика.

    Поэтому для мелких электродвигателей при опреде­лении сроков между ремонтами следует учитывать, на каких они механизмах установлены, на ответственных или нет.

    Если они установлены на ответственных механизмах, то сроки между ремонтами должны обеспечить надеж­ную и бесперебойную работу этих электродвигателей от ремонта до ремонта. В противном случае дело может кончиться серьезной аварией. Например, аварийный вы­ход из строя небольшого электродвигателя насоса охлаждения генератора при отсутствии резерва может привести к снижению нагрузки или остановке генера­тора, а выход электродвигателя любого маслонасоса – к повреждению крупного агрегата, на котором установ­лен маслонасос.

    Для мелких электродвигателей неответственных ме­ханизмов ремонт можно производить только при обна­ружении какого-либо дефекта, или, как говорят, по мере необходимости.




    Схема управления бесколлекторным электродвигателем.

    Итак, по ПТЭ периодичность капитального и теку­щего ремонта электродвигателей, в зависимости от усло­вий их работы, устанавливается главным инженером. Какими же соображениями следует руководствовать­ся при подготовке решения главного инженера?

    Можно поступить просто. Всем электродвигателям, независимо от условий их работы, делать капитальный ремонт 1 раз в год. Раньше так и поступали. Но такое решение будет неправильным. Слишком частая разборка и сборка электродвигателей не только не повысит их надежность, но при недостаточно высоком качестве ре­монта может привести к обратному результату. При не­осторожной разборке может быть допущено задевание ротором или торцевой крышкой за обмотку и поврежде­ние ее. Могут быть повреждены подшипники при непра­вильном набивании полумуфты. Эти повреждения не всегда обнаруживаются, и в результате электродвига­тель выходит из строя через непродолжительное время после ремонта. Поэтому упор нужно делать не на более частый ремонт, а на более высокое качество его прове­дения.

    Не следует забывать и главного: слишком частый ре­монт приведет к ненужным, неоправданным трудовым и материальным затратам на ремонт электродвигателей.

    Однако из сказанного не следует делать вывод, что во всех случаях капитальный ремонт 1 раз в год не нужен. Например, для вновь смонтированных электродвига­телей, особенно средней и крупной мощности, первый капитальный ремонт имеет смысл проводить че­рез год с начала эксплуатации. Деревянные клинья в пазах статора и прокладки под ними, если они изготовлены из недостаточно сухого ма­териала, за это время успеют высохнуть и начнут вы­падать. Из-за высыхания и механических воздействий от пусковых токов и токов нагрузки могут ослабнуть креп­ления лобовых частей. За год успеют проявиться и будут выявлены при разобранном двигателе большин­ство других дефектов, которые могли быть допущены при изготовлении электродвигателя на заводе.

    Наконец, при осмотре разобранного электродвигателя будет установлено, насколько сильно он запылился, не перегревался ли, не попадает ли на обмотку масло из подшипников, как работали подшипники и т. д. По ре­зультатам осмотра будет приниматься решение о перио­дичности дальнейших ремонтов.

    Срок выполнения последующих капитальных ремон­тов, если электродвигатель работает нормально и заме­чаний по нему нет, как правило, будет определяться со­стоянием его подшипников.




    Схема управления трехфазным электродвигателем.

    При подшипниках скольжения решающим является величина зазора между вкладышем и валом. Срок служ­бы подшипников скольжения колеблется в больших пре­делах, от одного-двух лет до десяти.

    Указать заранее, через сколько лет придется переза­ливать вкладыши подшипников, и определить тем самым срок капитального ремонта электродвигателей не пред­ставляется возможным.

    Необходимо периодически 1 раз в год замерять за­зоры в подшипниках электродвигателя и, если они воз­росли до величины, близкой к максимально допустимой, предусматривать на следующий год капитальный ремонт этого электродвигателя. Если зазор увеличился за ко­роткий промежуток на большую величину, то капиталь­ный ремонт следует выполнить при ближайшей возмож­ности.

    Практически капитальный ремонт электродвигателей с подшипниками скольжения в большинстве случаев достаточно производить 1 раз в 3 года или, судя по успеш­ному опыту эксплуатации на ряде электростанций, еще реже. По-видимому, для таких электродвигателей целе­сообразно переходить на капитальный ремонт по мере необходимости и только первый ремонт производить че­рез год с начала эксплуатации.

    https://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=gvpPu8DwYBc

    При определении периодичности капитального ремон­та электродвигателей с подшипниками качения должны учитываться число часов работы электродвигателя в году и его быстроходность.

    Для быстроходных электродвигателей (1 500 и осо­бенно 3 000 об./мин) капитальный ремонт должен произ­водиться по истечении 8 000 – 10 000 ч. работы. При этом целесообразно подшипники, отработавшие при 3 000 об./мин 8 000- 10 000 ч., заменять на новые, если в них даже не будет обнаружено внешних дефектов.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор


    Схемы включения асинхронных электродвигателей.

    Для электродвигателей со скоростью 1000 об./мин и менее капитальный ремонт допустимо производить 1 раз в 3 года. Подшипники, не имеющие внешних дефектов, в этом случае можно оставлять на следующий срок.

    Если в электродвигателе при его работе будут обна­ружены дефекты, как, например, утечка масла из под­шипника и попадание его на обмотку, или произойдет забивание вентиляционных каналов пылью, грязью, что приведет к повышенному нагреву активной стали и обмотки, то капитальный ремонт должен быть выполнен при первой возможности.

    Капитальный ремонт электродвигателей желательно (но не обязательно) совмещать с проведением капи­тального ремонта основного агрегата (котла, турбины, насоса), к которому эти двигатели относятся. В этом случае ремонт может быть выполнен в достаточно продолжительный срок, без спешки и, следовательно, более качественно. Кроме того, при этом уменьшается число операций по выводу электродвигателей в ремонт, отпа­дает необходимость в дополнительной центровке электродвигателей с агрегатом.

    https://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=3lrsTMphAJs

    Для мелких электродвигателей (мощностью до 100 кВт), установленных на ответственных механизмах, капитальный ремонт достаточно производить 1 раз в 2-3 года. Для электродвигателей мощностью до 100 кВт, установленных на неответственных агрегатах, вполне допустимо производить капитальный ремонт только при обнаружении какого-либо дефекта (по мере необходи­мости).

    Текущий ремонт средних и крупных электродвигате­лей следует производить 1 раз в год.

    Для мелких электродвигателей периодичность теку­щего ремонта определяется на основании результатов наблюдения за состоянием смазки в подшипниках.

    https://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=kFA-PKWEuaY

    Периодичность обдувки электродвигателей от пыли должна устанавливаться в зависимости от условий их работы.

    Балансировка роторов

    Чтобы обеспечить качественный процесс работы электрической машины, проводят балансировку. Выделяется статическая и динамическая балансировка, первый вариант применяют для машин с небольшой частотой вращения, 2 вариант используется для элементов, частота вращения которых превышает 1000 оборотов в минуту.

    В процессе проведения динамической балансировки месторасположение проблемы определяется с помощью вибрации, которая возникает в ходе вращения ротора. Станок, который используется для проведения динамической балансировки, состоит из балансируемого ротора, специального стрелочного индикатора, муфты и привода.

    Полная перемотка статора

    Для начала работы необходимо освобождение лобовых катушек от элементов крепления, в процессе разрезаются соединения между катушками и фазами, а для полного осмотра мастера устанавливают стартер на специальный кантователь. Начинается измерение длины и ширины паза и проверка работоспособности. В ходе дела мастера советуют изготавливать шаблон, подготавливать изоляционный материал для дальнейшей работы.

    Процесс установки гильз и укладки поясков требует времени и внимательности, его проводят после намотки катушек статора на специальном станке и распаковки бухты.

    Охрана труда

    В ходе работы мастера должны одеваться в специальную одежду, которая будет защищать их от мелких деталей и возможных травм.

    При ремонте ротора асинхронного двигателя надо остерегаться захвата одежды или дополнительного материала вращающимися частями. Нельзя касаться руками токоведущих частей или заземленных проводов на машине.

    Для этого надо использовать специальные инструменты, у которых имеются изолированные ручки. В противном случае нужно выключить двигатель и только после этого продолжать ремонтные работы.

    При пропитке и сушке обмоток пропитанную камеру нужно оборудовать в соответствии с требованиями техники безопасности. В помещении, где проводится ремонт электродвигателя, запрещается курить и использовать открытый огонь.

    Что нужно знать для замены обмотки

    При самостоятельной перемотке электродвигателя потребуются некоторые особые знания. В основном это справочная информация о самой обмотке на каждом типе двигателя.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Перед тем, как приступать к работе лучше перечитать инструкцию к мотору или технический паспорт устройства, в котором он был установлен.

    Если такой информации нет, то поищите на моторе маркировку и в сети интернет найдите информацию о его показателях.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Вот, какие данные могут потребоваться при замене обмотки:

    • Рабочие характеристики электродвигателя. Это такие, как потребляемое напряжение, количество оборотов и прочее.
    • Сколько проводов идет для одного паза.
    • Диаметр проволоки без учета изоляционного слоя.
    • Диаметр статора снаружи и внутри него.
    • Шаг выполнения обмотки в приборе.
    • Сколько пазов использовано.
    • Параметры роторной части и прочее.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    От всех этих показателей зависит не только непосредственная работа электродвигателя. Все это определяет, какие именно виды ремонтных работ электродвигателя будут выполняться и как.

    Ремонт электродвигателей своими руками - 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

    Советы мастеров

    В зависимости от типа поломки ремонт может занять длительный период времени. Если нет определенных навыков в работе с электродвигателями, понимания схемы самого устройства, дополнительных деталей — заниматься ремонтом самостоятельно не рекомендуется.

    В случае неправильной работы двигателя можно проводить повторную диагностику или коррекцию его элементов. Обязательным пунктом правильно выполненной работы является проведение испытаний электрической прочности изоляции и проверки двигателя в тестовом режиме.

    Правила безопасности при проведении ТО

    Перед проведением ТО любой сложности необходимо обеспечить безопасность обслуживающего персонала. Все работы по техобслуживанию (кроме проверки рабочих режимов) проводятся при полном снятии напряжения с оборудования.

    Непосредственный исполнитель должен обеспечить блокировку самопроизвольной или ошибочной подачи напряжения на обслуживаемый электродвигатель. Для этого необходимо заблокировать средство подачи напряжения, а на рычаге механизма включения вывесить плакат «Не включать, работают люди!».

    Поделиться:

    Share on facebook
    Share on twitter
    Share on pinterest
    Share on linkedin
    Share on vk
    Share on whatsapp

    Оставить комментарий

    Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

    *

    Популярные статьи:

    Май 2022
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  

    Категории:

    Для авторов
    Возможно многие из Вас обладают хорошими знаниями в сфере строительства и ремонта.

    Мы предлагаем Вам заработать на своих знаниях получать дополнительный доход.

    Что от Вас требуется:

    1. умение писать уникальные статьи;
    2. отличное знание русского языка;
    3. наличие свободного времени;
    4. желание.

    Подробности здесь...
    Посетители сайта
    1 посетитель просматривают эту страницу.
    Пользователей: 1 робот

    Сейчас читают:

    Если вы хотите получать уведомления на свой E-mail о появлении новых статей, то рекомендуем вам чуть ниже ввести свой электронный почтовый адрес.